Скоро будет ветрено, Скоро будет солнечно Скоро он снова шагнет из окна, И все будет кончено
это... скорее на фоне сей статейкиВ час пик на выходе из станции метро "Беляево", расположенной в спальном районе Москвы, шумно и людно. Здесь смена запрещающих надписей уже произошла. На стеклянных дверях красуется "Нет прохода" - белые слова в красных прямоугольниках. Прямо напротив них в стеклянной будке сидит седовласый по военному коротко стриженый работник метрополитена Николай Алексеевич, но в суматохе рабочего дня ничего не замечает: "Сменили указатели? А ведь действительно... Я как-то даже внимания не обратил. Ну и хорошо, что сменили! Всем давно известно, что "Выхода нет" - так нельзя писать: для людей в определенном состоянии чтение таких надписей плохо заканчивается!"
Оказывается, причиной замены запрещающих указателей послужил именно этот незамысловатый довод. "Перед тем, как переделать "выход" в "проход", никакого предварительного психологического исследования не проводилось. По крайней мере, я об этом не слышала, - рассказывает начальник пресс-службы Московского метрополитена Елена Крылова, - Решение о смене надписей было принято после обработки информации, поступающей к нам на пейджер от пассажиров". В русском языке "Выхода нет", кроме простого запрещения, имеет еще и негативный с точки зрения психологии смысл. Всю беспросветность и тоску этого словосочетания очень точно отобразил Александр Васильев лидер группы "Сплин" в одной из своих песен: "Нужно вписать в чью-то тетрадь кровью, как в метрополитене: "Выхода нет"". Было бы вполне логично, чтобы новый запрещающий слоган разрабатывали специалисты - лингвисты и психологи, однако работники метрополитена справились с этой задачей сами. "Мы посовещались и выбрали нейтральное "Нет прохода", - поясняет Елена Крылова, - Конечно, альтернативный вариант "Выход с другой стороны" звучит гораздо оптимистичнее, но на дверях размещать такую длинную фразу бессмысленно. В указателе должно быть не больше двух слов, иначе пробегающий мимо пассажир не успеет ее прочитать". Впрочем, это мнение разделяют не все. Руководитель отдела информатики и системных исследований Московского НИИ психиатрии доктор медицинских наук Александр Немцов к нововведению относится скептически: "Большого смысла в замене я не вижу. Надпись, которая постоянно перед глазами, читается только один раз, а потом на нее никто не обращает внимания. Я абсолютно уверен, что с появлением указателя "Нет прохода" статистика депрессий и самоубийств по городу не изменится. Проблема-то не литературная, а медицинская!" Получается, что надпись "Выхода нет", которую пассажиры ежедневно видят в метрополитене, на их сознание практически не действует.
"Сложилась парадоксальная ситуация. Психологи считают, что надпись "Выхода нет" не влияет на психическое здоровье пассажиров, а работники Московского метрополитена, да и сами пассажиры, уверены в обратном. Из тридцати девяти опрошенных в метро граждан в возрасте от 18 до 65 лет новый указатель "Нет прохода" одобрили тридцать пять. Откуда же взялась такая мощная уверенность, что надпись "Выхода нет" увеличивает количество депрессий и суицидов в метрополитене? Жирную точку в загадочной истории об английских самоубийствах в подземке поставил заместитель директора Института криминологии при Национальном университете Ирландии (Дублин) профессор Иэн О'Доннелл (Ian O'Donnell). В девяностые годы он занимался проблемой суицида в лондонском метро, в частности, брал интервью у выживших самоубиц, выясняя мотивацию их поступков: "Все выбирали способ ухода из жизни вполне осознанно, а не под влиянием случайных импульсов, таких как, например, увиденная надпись в метро. Просто вероятность умереть под колесами поезда гораздо выше, чем от отравления, перерезания вен и т.п." Неужели, широкомасштабная акция Московского метрополитена по замене указателей - сплошная профанация и пользы от нее никакой? Ни в коем случае! Во-первых, проведение серьезной кампании, которая привлекает внимание огромного количества людей, повышает рейтинг ее устроителей. Следовательно, есть шанс увеличить стоимость рекламы в метрополитене и выбить у города больший бюджет. Во-вторых, какая-никакая, но это забота о здоровье пассажиров. Если транспортная служба думает даже о таких тонкостях, как надписи, значит ей можно доверять. Не исключено, что нововведение вернет в подземку тех москвичей, которые после взрывов в метрополитене не решаются туда спуститься.
В конце концов, так ли уж важно есть ли научные доказательства благотворного влияния новой надписи на психику или нет? Тут как в религии - главное верить и все будет хорошо.
"выхода нет. и выходишь в окно" (с)
"в доме было тысяча дверей, но она всегда выходила в окно" (с)
выход есть. всегда
Скоро будет солнечно
Скоро он снова шагнет из окна,
И все будет кончено
это... скорее на фоне сей статейки